КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР: СТАНЕТ ЛИ ОН ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ ВСЕХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ?

 

                    Поправки в Трудовой кодекс сделают коллективные договоры обязатель­ными для каждого работодателя. Такой нормой разработчики проекта наде­ются повысить гарантии трудовых прав работников. Если закон примут, содержание коллективного договора перестанет быть рекомендацией.Сейчас коллективный договор — добровольный документ, одна из форм социального партнерства (ст. 27 ТК РФ).Стороны заключают колдоговор, если сотрудники или работодатель высту­пили с такой инициативой. Пока работники и руководство организации самостоятельно определяют, какие вопросы закрепить в коллективном договоре (ст. 41,46 ТК РФ).

 Проект Федерального закона №   1085818-6 (текст законопроекта http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/ (Spravka)?OpenAgent&RN=1085818-6)

 Отвечает Светлана ПАШКОВА, старший научный сотрудник отдела рынка труда НИИ труда и социального страхования Минтруда России

Беседует Наталья УЛАНОВА, эксперт журнала «Кадровое дело»

 Коллективный договор: станет ли он обязательным для всех работодателей?

Сегодня поговорим:

— Почему коллективные договоры хотят сделать обязательными

— Кто вместо профсоюзов может представлять интересы работников

— Какие трудности ждут работодателей, если примут законопроект

 

Чем вызвана инициатива сделать коллективный договор обязатель­ным для всех работодателей?

Цель законопроекта — повысить гарантии прав работников. Сейчас в большинстве организаций коллек­тивных договоров нет. Между тем это правовой акт, который позволяет де­тально урегулировать трудовые отно­шения. Когда коллективный договор заключен, нарушений в компании становится меньше. Заработную плату индексируют, выплачивают в срок, новых сотрудников оформляют офици­ально, а необоснованные увольнения не происходят.

Коллективный договор позволяет решить конфликты интересов работ­ников и работодателей. Он выступает формой социального партнерства. Ког­да стороны заключают такой договор, они добровольно принимают на себя определенные обязательства (ст. 24 ТК РФ). С учетом финансово-экономи­ческого положения компании опреде­ляют льготы для работников, условия труда, более благоприятные по срав­нению с установленными (ч. третья ст. 41ТК РФ). В колдоговоре стороны трудовых отношений согласовывают свои интересы. Подготовка проис­ходит с участием всех сотрудников, в ходе работы над договором каждый вносит свои предложения. Поэтому колдоговор — оптимальный регулятор трудовых отношений.

Авторы законопроекта считают, что локальные акты компаний не мо­гут обеспечить соблюдение прав и гарантий работников. Вы с этим согласны?

Да, отчасти можно согласиться с этим утверждением. Локальные нормативные акты и коллективные договоры не идентичные документы. Их по-разному принимают, изменяют и они по-разному вступают в силу. Перечень вопросов, который может быть урегулирован коллективным договором шире, чем по отдельным локальным актам. Поэтому колдоговор обладает большей юридической силой.

По закону работодатели обязаны иметь несколько локальных актов: Правила внутреннего трудового рас­порядка, Положение о персональных данных и т. д. Принимать или нет иные акты — это право работодателя (ст. 8 ТК РФ). Да и мнение профсоюза компа­ния запрашивает только в отдельных случаях. Если же работники выступили с инициативой коллективных перего­воров, работодатель обязан заключить колдоговор. Изменить в односторон­нем порядке коллективный договор работодатель не вправе.

Если законопроект примут и каждо­го работодателя обяжут заключать коллективный договор, профсоюзов станет больше?

Да, возможно, особенно в круп­ных организациях. В коллективных переговорах интересы работников представляет, как правило, первичная профсоюзная организация. Следова­тельно, если в организации действует профсоюз, то он может представлять работников при заключении коллек­тивного договора. Для этого более половины работников организации должны быть его членами (ч. третья ст. 37 ТК РФ).

Первичная профсоюзная организа­ция может и не объединять половину работников. Но это не лишает ее воз­можности представлять интересы всех сотрудников при заключении коллективного договора. Работники, которые не являются членами такого профсоюза, вправе уполномочить его на проведение коллективных переговоров (ч. четвертая ст. 37 ТК РФ). Для этого нужно организовать общее собрание работников. И на нем кол­лектив поручит профсоюзной орга­низации представлять их интересы.

Возможно, что ни одна из первич­ных профсоюзных организаций или все, которые объединились, не включа­ют в себя более половины работников. В таком случае сотрудники вправе ор­ганизовать общее собрание и тайным голосованием определить первичную профсоюзную организацию, которая направит работодателю предложение о коллективных переговорах от имени всех работников (ч. четвертая ст. 37 ТК РФ). Выборный орган такого профсо­юза должен дать согласие представлять интересы работников в коллективных переговорах.

С какими трудностями столкнутся работники и работодатели, если примут законопроект?

Трудности могут быть связаны с созданием представительного орга­на работников, определением формы заключаемого договора, выбором во­просов, выносимых на коллективные переговоры. Законопроект сделает обязательным содержание коллектив­ного договора, которое сейчас только рекомендация (ч. вторая ст. 41 ТК РФ). Но перечень все равно открытый. Стороны сами решают, что они хотят прописать в колдоговоре. Минтруд России в 2003 году разработал макет коллективного договора. Он носит ре­комендательный характер, но стороны могут использовать его при разработке проекта своего договора.

Кто выступает инициатором кол­лективных переговоров?

Проявить инициативу для кол­лективных переговоров могут как сотрудники, так и работодатель (ч. первая ст. 36 ТК РФ). Представи­тели стороны, которые получили предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в тече­ние семи календарных дней (ч. вторая ст. 36 ТК РФ).

Те представители работников, которые выступили с инициативой провести коллективные переговоры, обязаны известить об этом все иные первичные профсоюзные организа­ции (ч. пятая ст. 37 ТК РФ). Сделать это нужно одновременно с направ­лением работодателю предложения о коллективных переговорах. Стороны также могут предварительно разра­ботать Положение о порядке ведения коллективных переговоров и в нем прописать все правила разработки коллективного договора.

 

По всем вопросам сторонам удается договориться на переговорах?

Нет, в процессе составления про­екта могут возникнуть разногласия по отдельным положениям будущего договора. Но его в любом случае нужно подписать в течение трех месяцев со дня начала коллективных перего­воров (ч. вторая ст. 40 ТК РФ). И днем их начала считают не момент, когда инициатор направил предложение о начале коллективных переговоров, а следующий день со дня получения от­вета на это предложение (ст. 36 ТК РФ).

Если стороны не достигли согласия по всем или отдельным вопросам, со­ставляют протокол разногласий (ст. 38 ТК РФ). В дальнейшем он может обсуж­даться на коллективных переговорах или стать предметом коллективного трудового спора (ч. третья ст. 40, ст. 398 ТК РФ). Поэтому старайтесь решить все на переговорах.

За нарушения в ходе коллективных переговоров и после заключения кол- договора предусмотрена ответствен­ность. Если компания уклоняется от переговоров, нарушает их сроки — штраф от 1000 до 3000 рублей (ст. 5.28 КоАП РФ). Выделены такие нарушения, как отказ предоставить информацию для коллективных переговоров и за­ключить колдоговор (ст. 5.29, ст. 5.30 КоАП РФ). Работодателю грозит штраф, если он не исполнит обязательства по колдоговору (ст. 5.31 КоАП РФ).                    23.08.2016 

Описание:  # # # # # # # # # # # # #Вносится депутатом Государственной Думы М.В.Емельяновым Проект ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации Статья 1. Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3) следующие изменения: 1) в статье 24 «Основные принципы социального партнерства» абзац 11 дополнить словом «заключения» и записать: «Обязательность заключения и выполнения коллективных договоров, соглашений». 2) в статье 41 «Содержание и структура коллективного договора» в части 2 исключить слово «могут» и записать: «В коллективный договор включаются обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: 3) в статье 46 «Содержание и структура соглашения» исключить часть 1, в части 2 - слово «могут»: записать: «В соглашение включаются взаимные обязательства сторон по следующим вопросам». Статья 2. Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» Практика применения действующего Трудового кодекса РФ показывает, что некоторые его статьи вызывают неоднозначное толкование, а порой наполнены противоречивым содержанием. Указанные обстоятельства снижают эффект правоприменительной деятельности данного федерального закона, исключают при определенных обстоятельствах - не заключение колдоговора, применение целого ряда статей закона (статьи 36-51) и глав 6, 7. В соответствии со статьей 40 ТК коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации. Даже при недостижении согласия между работниками и работодателем (в лице их представителей) коллективный договор должен быть подписан на согласованных условиях. Конструкция данных предложений изложена в императивной форме, не допускающих иных толкований. Модель коллективного договорного регулирования трудовых отношений в условиях социально-ориентированной рыночной экономики признана законодательно как основа действующего механизма социального партнерства. Но без юридического закрепления прав и обязанностей работников и работодателя в колдоговоре - реальная возможность согласованного установления условий труда сводится к нулю. Во многих организациях колдоговоры не заключены. По мнению работодателей - они обязаны это делать лишь при проявлении инициативы работников, в лице их представителей. Сами же они такой инициативы не проявляют, хотя наделены таким правом и обязанностью (ст. 22 ТК). Для повышения правовых гарантий трудовых прав работников, необходимо детализировать правовые нормы, касающиеся заключения коллективного договора и соглашения, сделать их регулирование законом в общеобязательном порядке. Это решение не будет противоречить закону, учитывая, что колдоговор сочетает в себе черты договора и нормативно- правового акта. Понуждение к заключению договора, когда обязанность его заключить предусмотрена законом, применяется, например, в статье 67 ТК РФ («Трудовой договор заключается в письменной форме…» и даже в гражданско-правовых отношениях (ст. 421 ГК РФ). Если говорить о колдоговоре как о правовом акте, то таким нормативным актом являются, например, правила внутреннего трудового распорядка, за отсутствие которых, в отличие от колдоговора, работодатель будет нести дисциплинарную, административную ответственность. В недалеком прошлом даже при плановой экономике КЗоТ обязывал заключать колдоговор ежегодно, иначе должностные лица могли быть привлечены к установленной законодательством ответственности. Многие социально- трудовые права работников должны быть реализованы только через коллективный договор, о чем имеются прямые предписания закона о включении в колдоговор тех или иных положений. Учитывая изложенное, предлагается статью 24 Трудового кодекса РФ «Основные принципы социального партнерства» абзац 11 изложить в следующей редакции: «Обязательность заключения и выполнения коллективных договоров, соглашений». Так как структура и содержание коллективного договора, заключаемого в организациях не всегда содержит необходимые обязательства сторон социального партнерства по наиболее важным вопросам, регулирующим социально-трудовые отношения, предлагается в статье 41 ТК РФ «Содержание и структура коллективного договора» в части второй исключить слово «могут» и записать: «В коллективный договор включаются обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:» Аналогично изложить статью 46 ТК РФ «Содержание и структура соглашения: исключить часть 1, в части 2 - слово «могут». Предлагаемая законопроектом редакция: «В соглашение включаются взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:» Незначительные изменения в Трудовом кодексе РФ позволят снять проблему в заключении коллективного договора и иметь этот правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения, в каждой организации, как и соглашение- на всех уровнях социального партнерства.

Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Поручение Совета Государственной Думы от 20.06.2016, протокол № 311, пункт 52 Заключение по проекту федерального закона № 1085818-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», внесенному депутатами Государственной Думы М.В.Емельяновым, О.Л.Михеевым (первое чтение)

      Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс), согласно которым одним из принципов социального партнерства будет не только обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, но и обязательность их заключения с безусловным включением в них обязательств работников и работодателя по вопросам, определенным в части второй статьи 41 и части второй статьи 46 Кодекса. По нашему мнению, предлагаемые проектом федерального закона изменения не согласуются с нормами части первой статьи 21 Кодекса и части первой статьи 22 Кодекса, согласно которым ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений является правом работника, также как правом работодателя является ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров. Кроме того, обязанность включения в коллективный договор, соглашение обязательств работников и работодателя по вопросам, определенным в части второй статьи 41 и части второй статьи 46 Кодекса, нуждается в дополнительном обосновании и с той точки зрения, что указанные положения Кодекса содержат не2 исчерпывающий перечень обязательств, которые могут включаться в коллективный договор и соглашение, а стороны могут самостоятельно определять и другие вопросы, которые можно закрепить в коллективном договоре или соглашении. Одновременно обращаем внимание, что проект федерального закона нуждается в юридико-технической доработке.

По материалам сайта Общественной организации "Всероссийский Электропрофсоюз"